You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Любовь к резьбе по дереву

Любовь к резьбе по дереву

Любовь к резьбе по дереву была присуща русским людям еще со времен поклонения языческим богам. Православная церковь, как известно, запрещала скульптуру, так как считала ее одним из проявлений язычества и идолопоклонства. Однако, непреодолимая тяга к пластическому творчеству, к резьбе по дереву не угасала. Широкой известностью, например, пользовалась так называемая домовая резьба, в которой декоративное дарование плотника, или резчика, проявлялось в традиционном убранстве северной русской избы.

Предметный мир, который окружал жителя северных краев в прошлом, чаще всего был выполнен из дерева, и нелегко назвать изделие (речь не только о деревянной посуде, прялках, мебели, санях и телегах и многом – многом другом), которое не было бы украшено резьбой. В этой сфере народного искусства Севера за долгие века истории были созданы подлинные шедевры художественного творчества, когда гармоничное решение получали не только функциональная и конструктивная, но и художественная стороны изделий.

Иконостасы в церквях с изысканнейшими композициями, которые были выполнены деревянной золоченой резьбой, и резными изображениями святых угодников, без сомнений, являются шедеврами искусства северных мастеров резки по дереву и квалифицированных художников. Памятники деревянного зодчества, которые прожили долгую жизнь в суровых условиях северного климата, в настоящий момент нуждаются в пристальном внимании к себе. Ответственный труд по продлению жизни старинных строений из дерева , наблюдению за их сохранностью для будущих поколений наших соотечественников, приняли на себя сотрудники не только государственных, но и общественных органов охраны памятников культуры, а также реставраторы из Вологды.

Бригады плотников, мастеров резьбы по дереву , кровельщиков из вологодской реставрационной мастерской проводили работы в таких городах как Вологда, Белозерск, Великий Устюг, Устюжня, Тотьма, Череповец и многих других городах и сельских местностях. Непосредственно в окрестностях Вологды, в деревне под названием Семенково, был создан архитектурно – этнографический музей Вологодской области. В экспозиции музея представлены экспонаты, отражающие исторический путь развития вологодского деревянного строительства, а также его региональные особенности..

Ничуть не меньший интерес представляет и самобытное искусство деревянной резьбы, которое распространено в народном быту. В нынешней Вологодской области было большое количество центров производства деревянной посуды. Например, в Сухоне, Кокшеньге, в таких районах как Кубена, Кириллово, Тотьма, Великий Устюг. В каждом из них на протяжении многих веков складывались не только свои варианты форм предметов, но и излюбленные приемы для их украшения.

Если посуда требовала наличия какой – нибудь из разновидностей объемной пластики, то на предметах, формы которых отличались большими гладкими плоскостями, применялись разнообразные способы плоской выемчатой резьбы. Они могли представлять из себя скромные порезки или развитые орнаментальные композиции. Они могли украшать поверхности, например, валиков для стирки белья, так называемых рубелей – катков, которые применялись при необходимости выгладить холст, трепал для поведения очистки льна, а также пряничных досок и прялок.

Огромным интересом в изучении плоскорельефной резьбы пользуются набивные и пряничные доски, которые имели широкое распространение у народов севера. Пряничные доски выступали в роли формы для так называемых «пряников печатных». Для того, чтобы изготовить пряничную доску, мастеру необходимо было сделать в толще доски узор, который благодаря своему высокому рельефу отпечатывался в тесте пряника. На квадратных и прямоугольных пряниках, больших и совсем миниатюрных пряничных формах мастера делали возможным появление, например, львов с кудрявыми головами и оскаленными пастями, зорко глядящих человеческих глаз, длиннохвостых птиц и цветов – розеток, ягод и плодов, а также самых элементарных геометрических мотивов, таких, как, например, ромбы и чашуйки.

Иногда мелкие изображения объединялись на одной доске, которая была разделена на квадратики. После выпечки пряник резали на дольки, чтобы подарить гостям в конце торжества. Подобные пряники называли «разгонными». Высочайшее мастерство в создании пряничных досок проявлялось не только в передаче орнаментального сюжета, но и в приемах его исполнения.